Познать мир на ощупь
Помоги человеку с белой тростью
Этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью по зрению
Наши рекомендации по этике общения адресованы всем, кто в силу тех или иных обстоятельств, общается с незрячими людьми, оказывает им помощь и поддержку. Опыт работы с людьми, имеющими ограничения зрения, показывает, что помощь нужна не только незрячему, но и его родственникам, близким, коллегам по работе. Ведь от них во многом зависит, как будут чувствовать себя в окружающем мире люди, лишенные зрения. Их адаптация к окружающей обстановке и образу жизни зрячих возможна лишь тогда, когда между ними есть понимание, а также своевременная и соизмеримая помощь со стороны зрячих, которая способствует развитию самостоятельности и свободы. Знание психологической ситуации незрячего человека, понимание его проблем общения с миром, который он воспринимает тактильно и на слух, позволят ему открыто идти на контакт.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА
- Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
- Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
- Заходя в помещение, опишите незрячему человеку коротко, что находится вокруг. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол» или «Слева от двери – кофейный столик». Обратите внимание на наличие бьющихся предметов. Предупреждайте о препятствиях в комнатах (ступенях, низких притолоках) и на улицах (лужах, ямах, трубах и т.п.).
- Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
- Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
- Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
- Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
- Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе», «это поблизости от Вас...». Старайтесь быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от Вас». Постарайтесь максимально облечь в слова мимику и жесты.
- Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
- При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не заводите его руки назад – ему это неудобно. При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому обращаетесь.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В КАЧЕСТВЕ СОПРОВОЖДАЮЩЕГО
Чтобы сопровождать незрячего, надо знать свою роль и то, какие виды помощи нужны ему со стороны сопровождающего.
- Необходимо мягко и тактично сообщать незрячему о различных препятствиях, которые фиксируются только зрением и обращать его слухо-двигательное, обонятельно-двигательное, осязательно-двигательное внимание на различные ориентиры.
- Зрячий помощник бывает очень нужен при выборе одежды, т.к человеку без зрения самостоятельно трудно оценить, идет ему тот или иной фасон или цвет.
- Когда вы идете с незрячим, сгибайте руку в локте, чтобы он мог взять вас под руку. Не прижимайте руку к себе и не держите крепко за кисть, незрячий в таком случае чувствует себя как привязанный.
- Спросите человека, которого вы сопровождаете, как его предупреждать о препятствиях, так скорее вы найдете общий язык и ходить вместе станет легко и удобно.
- В общественном транспорте предложите незрячему сесть, если есть место, положив его руку на спинку сиденья. Не надо уговаривать сесть или усаживать силой. Покажите незрячему поручень, за который он может держаться.
- В магазине, если слепой хочет выбрать покупку, назовите по очереди все виды интересующего его товара, их цену, качество, внешний вид. Если товар можно потрогать руками, дайте его незрячему в руки, называя каждый вид, чтобы он мог получить представление о форме, размерах, качестве товаров.
И, наконец...
Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим — ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым — Вас поймут.
Учреждение «Круглянский районный центр социального обслуживания населения»
Отделение социальной реабилитации, абилитации инвалидов
и дневного пребывания для граждан пожилого возраста
г. Круглое, ул. Пролетарская, 30
8 02234 70 524