Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Раздел 5 "Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)

 Экоурок "Хранители воды"

С 12 по 20 апреля 2016 года по инициативе компании "PepsiCO" и при поддержке зеленого движения "ЭКА" в 8 странах СНГ был реализован необычный образовательный проект – II Международный экологический урок "Хранители воды".  Организатор — компания PepsiCo (при поддержке Зеленого движения ЭКА) воплощает в жизнь масштабную программу устойчивого развития, предполагающую снижение потребления природных ресурсов в целом и воды в частности. Для проведения урока организаторы подготовили все необходимые материалы: презентацию, захватывающую игру на звание водного знатока, грамоты Хранителей воды и книжку-покетмод.

18  апреля  ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Круглое» стала участником Международного образовательного проекта «Хранители воды», реализуемого по инициативе компании PepsiСo при поддержке Зеленого движения ЭКА. Вместе с новым героем Бобром, через весёлые игры и творческие задания доступно, на наглядных примерах ученикам были показаны актуальные проблемы использования водных ресурсов. Школьники обучились простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня в день, дома, в школе и на природе. В конце урока они сложили покетмоды – карманные книжечки. В книжечках описано креативное домашнее задание по водосбережению – Водяные выходные. В покетмоде прописаны конкретные шаги по сбережению воды, которые каждый может в один из выходных выполнить на практике сам и рассказать об этом своим родителям.

Экоурок "Хранители воды" — это существенный вклад в воспитание ответственного отношения к воде среди молодёжи. Он решает одну из самых актуальных задач современного образования — экологическое просвещение школьников с акцентом на повседневные практики водосбережения. 

              

         

 

Международный образовательный проект

"Хранители воды"

 

                               

              

              

              

17 ноября 2015г. ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Круглое» стала участником Международного образовательного проекта «Хранители воды», реализуемого по инициативе компании PepsiСo при поддержке Зеленого движения ЭКА.<u1:p></u1:p>

<o:p></o:p>

В ходе занятия ребята убедились, насколько важны водные ресурсы для экономики, социума и экосистемы планеты. Интерактивные, творческие форматы работы позволили максимально эффективно донести информацию до школьников.<u1:p></u1:p>

<o:p></o:p>

На уроке учащимся представилась возможность, работая в команде, придумать и представить в творческой форме те повседневные шаги, которые помогают сберечь воду, и те, которые, напротив, приводят к напрасной трате воды. Учащиеся сочиняли четверостишие на тему «Как беречь воду», визуализировали стихотворение в виде плаката, изображали стихотворение в виде «живой скульптуры» или композиции.<u1:p></u1:p>

<o:p></o:p>

В конце урока учащиеся из заготовок складывали покетмоды (карманные книжечки), в которых описаны простые шаги по водосбережению дома, в школе и на природе. В покетмоде ребята заполнили пустые строчки, куда вписали 3 конкретных эко–шага по сбережению воды, которые они готовы начать делать в ближайшую неделю.<u1:p></u1:p>

<o:p></o:p>

Завершился урок посвящением учащихся в «Хранители воды».

 

 

          

Внеклассное мероприятие по экологии

ко Дню экологических знаний

 

15 апреля 2015 года

Участники: учащиеся 6 «А» класса

Учитель биологии Минчукова С.В.

 

«Экоэрудит»

Эпиграф: «Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве…»                                                                                  А. Платонов

 

Цели  мероприятия:

- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и  животного мира, проблеме загрязнения  мест  обитания растений и животных,

-  пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.

Задачи:

 - опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;

- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

- развивать экологическое  мышление;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.

Художественное  оформление:  эмблема мероприятия, лозунги, плакаты , афоризмы, пословицы экологического содержания.

Музыкальное оформление:  песни о природе,  мелодии для релаксации.

Методы и приемы:

- самостоятельная  учащихся в группах;

- игровые моменты;

- конкурсы.

Участвуют две команды по 8- 12 человек.

Ведущий: Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. Сегодняшнее внеклассное мероприятие мы приурочили к  Международному дню экологических знаний Ребята, вы  владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций.

Я думаю, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру.

 Начнем с конкурса «Давайте познакомимся».

Конкурс 1 «Давайте познакомимся».

Команды представляют себя (название команды, девиз, приветствие должны отражать тематику мероприятия).

 

Конкурс 2 «Экологическая зарядка»

Вопросы  для 1 команды:

  1. Дерево – символ России. (Береза)
  2. Листья сосны. (Хвоя)
  3. Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
  4. Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
  5. Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
  6. Сосновый лес. (Бор)
  7. Плод дуба. (Желудь)
  8. Самое быстрое животное суши. (Гепард)
  9. «Плач» березы весной. (Сокодвижение)
  10.  Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
  11.  Токсичный туман. (Смог)
  12.  Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)
  13.  Экологически чистое топливо. (Водород)
  14.  Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)

Вопросы  для 2 команды:

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
  2. Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
  3. Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м  в окружности)
  4. Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
  5. Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)
  6. Кора березы. (Береста)
  7. Дубовый лес. (Дубрава)
  8. Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
  9. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
  10. Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
  11.  Лежбище медведя. (Берлога)
  12. Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
  13. Виды растений и животных, встречающиеся только на  данной местности. (Эндемики)
  14.  Причина  потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
  15.  Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)

 

Конкурс 3 «Экологическая  АБВГДейка»

 За  одну  минуту 1 команда должна  вспомнить представителей  флоры, а 2 команда – представителей фауны.

Варианты  ответов:

          ФЛОРА                                                              ФАУНА

А – акация                                                          аист

Б – береза                                                           беркут

В – василек                                                         варан

Г – горицвет                                                       горилла

Д – дуб                                                                дикообраз

Е – ель                                                                 енот

Ж – жасмин                                                        жираф

З – земляника                                                     зебра

И – ива                                                                иволга

К – клен                                                              кит

Л – липа                                                              лось

М – малина                                                         морж

Н – незабудка                                                     носорог

О – ольха                                                             ондатра

П – полынь                                                          павлин

Р – ромашка                                                        рысь

С – сосна                                                             сыч

Т – тополь                                                           тушканчик                                                      

У – улотрикс                                                       удав

Ф – фиалка                                                          фазан

Х – хвощ                                                              хорек

Ц – цикорий                                                        цапля

Ч – чистотел                                                       чайка

Ш – шиповник                                                    шакал

Щ – щавель                                                         щука

Э – элодея                                                            эму

Ю – юка                                                               юрок

Я – ягель                                                              ягуар

 

За  одну  минуту 1 команда должна  вспомнить представителей  флоры, а 2 команда – представителей фауны.

 

Конкурс 4 «Скороговорочный»

1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.

2 команда: Три свиристеле  еле-еле свистели у ели.

 

Конкурс 5 «Что? Где? Когда?

Что?

О каком дереве идет речь?

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве четыре угодья:

Первое – мир освещать,

Другое – крик утешать,

Третье – больных исцелять,

А четвертое – чистоту  соблюдать.

- Объясните, что означают эти угодья.

(Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).

- О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении

  1. Преданье есть, оно неново,

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвесть. Кто знает слово

Лишь тот цветок его найдет?

- Может ли цвести папоротник? Почему?

(Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое  растение).

Где?

  1. Где живут колибри? (В Южной Америке)
  2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

Когда?

    1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова,

т. к. птицы - теплокровные животные)

    2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)

 

Конкурс 6 «Путаница»

Переставьте слова в нужном порядке. Выигрывает команда, справившаяся с этой задачей первой.

Пингвины – жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают по трясине,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий еж не знает страха,

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада…

Переставьте все как надо!

Правильное:

Пингвины – плавают на льдине,

Ужата ползают в трясине,

Шоферы знают толк в машине,

Ребята  очень любят дыни,

Верблюды - жители пустыни,

Медведи знают толк в малине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий лев не знает страха,

Колючий еж в траве таится,

За ним охотится лисица.

 

Конкурс  7 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»

 На экране проецируются изображения животных, которых при помощи мимики и жестов должен изобразить один из членов команды. Задача капитана -  не видя изображения,  угадать животное.

 

Конкурс  8 «Биологические шарады»

  1. С «Г» - принадлежность для болтов,

    С «М» - не имеет рукавов,

    С «Л» - гонит лаем лис, волков,

    С «Ч» - быстрокрылый рыболов.

       (Гайка, майка, лайка, чайка)

  1. С «Р» - название цветка,

С «К» - создатель молока,

С «Л» - с виноградовых  кустов,

С «П» - обойдемся мы без слов.

    (Роза, коза, лоза, поза)

  1. На кухне отыщите вещество

И зверя сделайте вы из него.

Местами поменяйте

Буквы так,

Чтоб с мест не сдвинуть «О»

И мягкий знак.

         (Соль – лось)

  1. Соснами первый от  ветра шумит,

Хвои смолистой в нем запах стоит.

Вертится быстро от тока второй,

Сверлит дантист им вам зубик больной.

         (Бор)

  1. Шараду запиши, друг, так:

Две ноты, «Н» и мягкий знак.

Все – куст, его ты без труда

Найдешь по запаху в садах.

        (Си + Ре + Н + Ь = сирень)

  1. Под  листвою  пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получите иной.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня.

                                  (Клен – лен)

Конкурс  9 «Цепи питания»

Составить  схему цепи питания из предложенных  компонентов природы.

1 команда:  лягушка, водный  детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.

Ответ: детрит – комар (личинка, затем взрослая особь) – стрекоза – лягушка – уж.

2  команда:  пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб.

Ответ: хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед.

Конкурс  10 «Литературная гостиная»

Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.

  1. Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл  бандерлогами? (Обезьян)
  2. В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
  3. Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
  4. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  5.  «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)
  6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
  7. Сколько лет рыбачил  старик  пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
  8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
  9. Что потерял ослик  Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
  10. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)
  11.  Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)
  12.  Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
  13.  На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
  14.  В кого превращался князь Гвидон в  «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)

 

Конкурс  11 «Биологическое сложение»

- Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.

    1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства сельдевых.                         

                                                                                                  (Ива + си = иваси)

2.  Кукольный муж  Барби + индийский духовный наставник =    

     австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру)

  1. Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =   

зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)

  1. Мгновение + переносная рация = путешествия животных.

                                                                        (Миг + рация = миграция)

  1. Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.

(Ока + Пи = окапи)

  1. Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица. (Фен + икс = феникс)

 

Конкурс  12 « Следопыт»

Необходимо по силуэтам опознать следы животных наших лесов. 

1 команда: следы бурого медведя,  лося, волка, белки, зайца.

2 команда: следы человека, лисицы, барсука,  кабана, ежа.

Конкурс  13 «Ретро-шлягер»

 - Напойте  популярные когда-то песни, предварительно  вставив  пропущенные  в песенных  текстах природные объекты.

  1. команда:
  1. Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной … (медведи)

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось … (медведи)

Вертится Земля.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Вертится быстрей  Земля.

(«Песенка о медведях», сл. Л. Дербенева)

  1. Ягода… (малина) нас к себе манила,

Ягода… (малина) летом в гости звала.

Как сверкали эти искры на рассвете;

Ах, какою сладкой … (малина) была.

(«Ягода – малина», сл. М. Пляцковского)

  1. Зима раскрыла снежные объятья,

И  до весны все дремлет тут,

Только … (елки) в треугольных платьях,

Только … (елки) в треугольных платьях,

Мне навстречу все бегут, бегут, бегут!

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую светлую даль

Три белых … (коня),

Эх, три белых … (коня) –

Декабрь, и январь, и февраль!

(«Три белых коня», сл. Л. Дербенева)

  1. команда: 

1.  Жил да был черный… (кот) за углом,

И … (кота)  ненавидел весь дом,

Только песня совсем не о том,

Как не ладили люди с … (котом).

Говорят, не повезет, если черный (кот) дорогу перейдет,

А пока, наоборот, только черному (коту) и не везет.

(«Черный кот», сл. М. Танича)

2.  В Антарктиде льдины 

Землю скрыли,

Льдины  в  Антарктиде замела пурга.

Здесь одни … (пингвины)

Прежде жили,

Ревниво охраняя свои снега.

(«Пингвины», сл. А. Горохова)

3.От улыбки  станет всем теплей –

И … ( слону), и даже маленькой … (улитке),

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки , включаются улыбки.

И тогда, наверняка,

Вдруг запляшут  облака,

И … (кузнечик) запиликает на скрипке.

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

(«Улыбка», сл. М. Пляцковского)

 

Ведущий: На этой оптимистической ноте мы завершаем наше мероприятие  и ждем результаты  дружеской встречи. Слово жюри…

Подведение  итогов игры, награждение победителей.

 И в заключении   хотелось бы  прочесть следующие строки:

 Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю  нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Коль суждено дышать нам  воздухом  одним,

Давайте –ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

 

 

 

 

      

                                                    

                                                     

Игра-путешествие экологического профиля

«Красная книга - крик природы о помощи»

Цель: создать условия для экологического воспитания школьников.

Задачи: развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности;  совершенствовать творческие способности.

Участники: учащиеся 10 «Б» класса, классный руководитель Арашкова Татьяна Александровна.

Форма проведения: экологическая игра.

Девиз: «Беречь природу - значит Родину беречь».

Ход мероприятия

Игра проводится в несколько этапов.

Этап 1. Что такое «Красная книга»?

1. Что такое Международная Красная книга?

2.  Что означает красный цвет этой книги?

3.  Когда и где была издана международная Красная книга фактов?

4. Какого цвета страницы имеет Красная книга?

5. Что означают эти цвета?

6. Какие данные вносит комиссия по редким и исчезающим видам в Черный список?

7. Есть ли Красная книга в нашей республике? Когда она была издана?

 

Этап 2 . Почему исчезают животные и растения?

1. Каковы общие причины малочисленности или вымирания животных и растений на нашей

    планете?

2. Назовите причины исчезновения животных и растений в вашей местности.

3. Приведите конкретные примеры, описанные и широко известные в мире, негативного воздействия человека на животных и растения.

Этап 3. Братья наши меньшие

1. Назовите самое крупное животное, обитающее на земле, которое внесено в Красную книгу.

    Что вы о нем знаете?

2. Какое животное, занесенное в Красную книгу, побудило моряков на создание фантастических

    историй о русалках? Расскажите, что вам известно о них.

3. Как вы думаете, какое это животное? А, может, это птица?

    Одеты они во фрак и белую манишку, обитают на островах и побережьях Южного полушария,  некоторые живут на экваторе. Они располагаются гнездовыми колониями. Их супружеские союзы многолетние. Едят они рыб, моллюсков, пьют морскую и пресную воду. Живут 7-20 лет. Птенцов насиживают по очереди. Когда те вылупляются из яйца и подрастают, родители их отправляют в «детский сад». Если название перевести  с английского на русский, то оно будет звучать так – «крылошпилька». Кто это?

4. Ареал этого животного раньше включал территорию от Японии к Южной Сибири. Эта когда-то

    непрерывная полоса тянулась до Каспия. Это животное из семейства кошачьих – вторая

    огромная кошка. Назовите это животное.

5. Какие это птицы? Их шкурки произвели сенсацию, когда один из кораблей Магеллана вернулся на родину в Севилью в 1522 г. Много небылиц и легенд о райских садах было из-за  них сложено. У всех этих птиц поразительное по красоте оперенье. А когда они токуют и распускают свое оперенье – зрелище изумительное. Обитают они в лесах Новой Гвинеи.

6. Какое крупное животное, обитающее на территории Беларуси, занесено в Красную книгу?

    Расскажите о нём.

7. Назовите претендента среди млекопитающих на звание самого крупного хищного животного, обитающего в Арктике и районах Приполярья.

Этап 4. Помоги зеленому другу

1. Перечислите причины уменьшения численности и исчезновения растений.

2. Как вы думаете, с какими трудностями сталкивается комиссия по редким и исчезающим

    видам при сборе информации о растениях?

3. Какие меры охраны растительного мира, применяемые государствами, вам известны?

4. Что вам известно об угрожающем положении орхидей в растительном мире?

5. Какой вклад вносят школьники в природоохранную деятельность?

6. Перечислите известные вам охраняемые законом растительные резервы в РБ.

7. Когда и где был создан (основан) первый в мире национальный парк?

Этап 5. Художественные зарисовки

     За 2-5 минут нарисовать плакат с целью пропаганды охраны природы.

Этап 6. На лесной опушке

1. Сколько живут пчёлы?

2. Кто так безжалостно обращается с милыми нашему сердцу костюмами?

3. Ядовита ли волосатая гусеница?

4. Какая рыба в Чёрном море самая опасная?

5. Каких птиц больше всего на земле?

6. Плюются ли змеи?

7. Какая змея самая большая?

Этап 7. Составь слова

Составить как можно больше слов из слова «ЭКОЛОГИЯ»

Подведение итогов игры.

Разделы сайта