Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Мастер класс "Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности"

Мастер класс

«Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: представить педагогический опыт организации проектного обучения в познавательно-исследовательской деятельности

Задачи:

- осветить современные подходы к организации проектной деятельности;

- познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия как одного из видов учебно-исследовательской деятельности.

- показать в общих чертах методику применения проектной технологии и написания научно-исследовательской работы.

- систематизировать информацию о формах представления результатов проектной деятельности обучающихся;

 

Ход мастер класса

«Великая цель образования -
это не знания, а действия»
Герберт Спингер

Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

- Я рада видеть вас сегодня на мастер - классе, тема которого «Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности».

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Решить эту проблему позволяет проектная и научно-исследовательская деятельность.

Проектная и научно-исследовательская деятельность являются неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии ребёнка. Для каждого вида детской деятельности предусматриваются определенные формы работы. О них мы сегодня и поговорим.

Совсем скоро наступит всеми долгожданное лето и подарит нам теплые солнечные дни. У меня в руках маленький символ беззаботных летних деньков - бабочка.

Подумайте, каким образом можно заставить этих бабочек двигаться? Варианты аудитории.

Спасибо. Ваши варианты очень интересны. Я хочу предложить вам свой.

Возьмите палочки, натрите их шерстяными салфетками и прикоснитесь к бабочкам. Попробуйте поднять палочки, бабочки движутся за ними. Получилось? Бабочки притягиваются к палочкам из-за возникшего при трении статического электричества. То, что мы с вами сделали это одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности - экспериментирование. Но это хорошо для уроков физики, химии, биологии.

А для истории? Ведь восстановить историческое событие, повторить его нельзя. Какие же формы работы можно использовать? Верно, это: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, коллекционирование, моделирование.

С уверенностью можно сказать, что все перечисленные формы работы можно удачно сочетать в технологии проектирования. Вот поэтому использование этой технологии при организации познавательно-исследовательской деятельности для меня на сегодняшний день актуально.

Работа ведется по трем ступеням

I ступень «Теоретик» 5 – 7 классы (изучение теоретических основ и приемов работы с материалом; получение готовых знаний – «словесно-книжное краеведение»)

II ступень «Практик»  8 -9 классы  (самостоятельное приобретение знаний; активная  поисковая работа; выполнение по готовой схеме или методике исследования; моделирование научно-исследовательской работы)

III ступень «Исследователь» 10 – 11 классы (исследовательская работа; создание и защита исследовательского проекта)

I ступень «Теоретик» 5 – 7 классы Работу над познавательно-исследовательской деятельности начинаю с формирования проектной компетентности. Уже с пятого класса: как правило, начинаем создавать творческие или ролевые проекты. Например: «Родовод» - технологический проект предполагающий работу по готовому плану (памятке), но без образца. Учащиеся сами индивидуально планируют работу и презентуют и оценивают готовый продукт деятельности по совместно разработанным критериям.

Мы с детьми разработали и реализовали следующие проекты: «За семью печатями», «Эхо войны», «Учителя в моей семье», «Моя родословная», «Участники Великой Отечественной войны в моей семье». Сейчас работаем над проектом «Профессии в мой семье».

Начиная работу над проектом, продумывают его маршрут. Маршрут каждого проекта можно представить в виде пяти составляющих - пяти «П»: проблема, планирование, поиск, продукт, презентация.

Начинается любой проект с проблемы, далее планируем свою работу, выполняем поиск информации, в результате получаем продукт и проводим его презентацию. Легче проводить работу на краеведческом материале, т.к. это ближе , это происходит рядом.

Любой проект начинается с вопроса, который интересен детям. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни. Однажды, на классном часу, мы говорили о Великой отечественной войне. Был задан вопрос: А были ли участники войны среди ваших родственников? Не все ребята смогли на него ответить. Так возник проект «Участники Великой Отечественной войны в моей семье». На стадии планирования проекта стараюсь рассмотреть все детские вопросы. Дети задают самые разные, и очень интересные вопросы: «Как получили фотоснимок, если шла война?», «Почему форма у солдат разная?», «Почему на форме нет погон?», «Имя не Федор, а Федос».  Как правило, записываем эти вопросы и в ходе проекта ищем на них ответы.

Сегодня я вам тоже предлагаю поучаствовать в проекте «Участники Великой Отечественной войны в моей семье». Перед вами карточка, которую нужно заполнить.

КНИГА ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Фамилия, имя учащегося

Ф.И.О. участника войны

число, месяц, год рождения

звание

где, кем служил

Дополнительные сведения:

 воевал, пропал без вести, погиб, был в плену, вернулся домой, награжден (указать награды), умер после войны, живет… и т.д.

Ребенку приходится

 …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не у все получилось сразу. Нужно найти дополнительную информацию, фото. Собирая информацию для реализации проекта важно помнить, что в школьном возрасте процесс познания происходит эмоционально практическим путем. Каждый школьник – исследователь, открывающий мир. Стараюсь показать детям, что информацию можно добыть разными способами. Самый простой способ спросить у взрослого. Можно полистать книгу, попросить маму её почитать. Нужную книгу можно найти в библиотеке. (Мы с детьми частые посетители районной библиотеки рядом с нашей школой). Много полезной информации может дать экскурсия в музей. Дети охотно и с интересом смотрят познавательные фильмы.

В ходе практического выполнения проекта познавательные задачи решаются в процессе игр, наблюдений, обсуждения наблюдаемых явлений, продуктивной деятельности, труде и других видах деятельности.

Итогом любого проекта становиться продукт ( в данном случае – заполненная карточка) и его презентация. Финалом проекта «Участники Великой Отечественной войны в моей семье» стала организация выставки фото и рисунков, в создании которой приняли участие и родители. Кроме того созданы альбом: «Книга Памяти».

Таким образом складывается следующая система работы:

5 класс: изучение основных исторических понятий, формирование умений работать с картой, вещественными, письменными и устными источниками;

6 класс: изучение приемов и методов сбора материала (в том числе сотрудничество с библиотекой, музеем, работа с документальным материалом, организация встреч)

7- класс: изучение приемов систематизации материала (составление библиографических карточек, систематизированных каталогов, сводных таблиц, схем, диаграмм, карт, иллюстраций), а также приемов их использования

         Раскрыть содержательную полноту данного этапа позволяет самообразовательная шкала. 

              7 класс                                            6 класс                                                5 класс

     Могу это применит                           Могу это обьяснить                                Знаю что это такое.

     Могу учить этому сам                      найти примеры этому.                             Могу это описать

Результаты проектов:

Проект

«Эхо войны»

 

 

 

 

29.10.2014

Районная выставка и конференция научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках Республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»

Симакова Н.В.

Диплом победителя районной выставки

Проект

«Эхо войны»

 

 

16.12.1014

областная выставка и конференция научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках Республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»

Симакова Н.В.

Диплом III степени победителя областной выставки

Проект

«Учителя в нашей семье»   июнь 2015

районный конкурс проектов «Трудовая династия моего края».

Симаков Владислав (11 Б),

Симакова Екатерина (4 А)

Диплом за результативное участие

На мой взгляд, одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе детей. Он видит результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у ребенка развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Организуя исследовательскую деятельность в рамках проекта, я даю детям возможность выступить в роли исследователя, сделать собственные выводы. Эксперимент эффективен потому, что ребёнок выступает в роли практика, а не наблюдателя, и его предположения подкрепляются выводами, и впоследствии, данную информацию ребёнок усвоит и запомнит.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что эта работа формирует такие интегративные качества у детей, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Как правило, уже на первой ступени выделяются ребята, которым в дальнейшем будет интересно вести исследовательскую работу. С ними мы продолжаем на II ступени «Практик»  8 -9 классы  и III ступени «Исследователь» 10 – 11 классы где ребята непосредственно занимаются исследовательской деятельностью и написанием научно-исследовательской работы.

На II ступени «Практик» 8 -9 классы 

 - самостоятельное приобретение знаний;

 - активная поисковая работа;

 - выполнение по готовой схеме или методике исследования;

 - пропаганда исторических краеведческих знаний;

 - участие в школьных конференциях, конкурсах, олимпиадах;

 - участие в экскурсиях, походах;

 - моделирование научно-исследовательской работы.

На III ступени «Исследователь» 10 – 11 классы

- выбор исследовательских проектов;

- создание и защита исследовательского проекта;

- проведение научно-исследовательских конференций;

- участие в конкурсах, олимпиадах;

- участие в экскурсиях, походах;

- создание дидактических пособий.

Таким образом от проектов мы переходим к научно-исследовательской деятельности. Что же включает в себя научно-исследовательская работа?

Работа в группах. «Метод мест» - Каждой группе даются карточки с названием структурных частей научно-исследовательской работы. Нужно разместить их в соответствующие ячейки «Фишбоуна»

Презентация работы групп - «Метод мест» - карточки расположить в нужную колонку «Фишбоуна»

 

Результативность участия в конкурсах научно-исследовательских работ по истории.

Название работы, год

Конкурс

Выполнил

Итог

Оборона Могилева: июль 1941 г.

2006г.

Областной конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам

Китун

Сергей

Фурс

Дмитрий

Диплом І

степени

Партизанское движение на Круглянщине в годы Великой Отечественной войны. 2007г.

Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам

Быховцова Анна

1-е

место

История Круглянщины в лицах.

2008г.

Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам

Быховцова Анна

3-е

место

Освобождение Могилева: июнь 1944г. 2009г.

Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам

Дубяго Юлия

 Лазовская Дарья

1-е

место

Михаил Павлович

Данилов.

2011г.

Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам среди учащихся общеобразовательных учреждений

Чучкова Юлия

Похвальный

отзыв

Николай Васильевич Неврев - мастер исторического и бытового жанра

2012г.

Районный конкурс (конференция) исследовательских работ по учебным предметам

учащихся учреждений общего среднего образования

Лазарев Андрей

 

Печенников Игорь

1-е

место

Камни тоже помнят: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д. Дудаковичи.2014 г.

районный конкурс (конференция) исследовательских работ по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования

Шкиндерова Елизавета

Диплом III степени

НИР

«Их именами названы»

январь 2015

районный конкурс (конференция) исследовательских работ по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования

Симаков

Владислав

(11 «Б» кл)

Диплом III степени

 

От себя хочу добавить, что я как педагог от проделанной работы получаю огромное удовлетворение, эмоциональный подъем и вдохновение для дальнейшей работы. Искорки в глазах детей это оценка результата моего труда.

Уважаемые коллеги, надеюсь, опыт моей работы вас заинтересовал. Хочу подарить вам на память брошюры с основной информацией о технология проектирования как одной из форм организации познавательно-исследовательской деятельности. Надеюсь, она будет вам полезна.

В заключении я хотела бы узнать ваше мнение о моем выступлении. Перед вами бланки телеграммы. В семи словах опишите на нем свое отношение к мастер-классу. Давайте посмотрим что получилось. Спасибо за внимание!

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.
  2. Пентин А.Ю.   Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии.- 2007.- №5. – С.111
  3. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [электронный ресурс] // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников (Исследователь.ru) / URL: http://www.researcher.ru/index.html  [дата обращения 15.05.2011]
  4. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании /  Школьные технологии. – 2005.  №2. С. 66.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.- 192 с. – С.17.
  6. Обухов А.С.  Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. – 2006. - №5. – с. 86-90.
  7. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование. – 2005. - №1. – с.133-143.
  8. Степанова В.М. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб: КАРО. – 2006. -с.12.
  9. Краля Н.А. Метод проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – с. 44.

Мастер класс

«Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»

Учитель истории Симакова Наталия Викторовна

Технология проектирования 

Маршрут каждого проекта можно представить в виде пяти составляющих - пяти «П»: проблема, планирование, поиск, продукт презентация.

I ступень «Теоретик» 5 – 7 классы (изучение теоретических основ и приемов работы с краеведческим материалом; получение готовых знаний – «словесно-книжное краеведение»)

5 класс: изучение основных исторических понятий, формирование умений работать с картой, вещественными, письменными и устными источниками;

6 класс: изучение приемов и методов сбора краеведческого материала (в том числе сотрудничество с библиотекой, музеем, работа с документальным материалом, организация встреч)

7- класс: изучение приемов систематизации краеведческого материала (составление библиографических карточек, систематизированных каталогов, сводных таблиц, схем, диаграмм, карт, иллюстраций), а также приемов их использования

         Раскрыть содержательную полноту данного этапа позволяет самообразовательная шкала. (Схема 2)                                                              7 класс                                           6 класс                                                5 класс

           Могу это применит                           Могу это обьяснить                                Знаю что это такое.

          Могу учить этому сам                      найти примеры этому.                             Могу это описать

Познавательно-исследовательская деятельность

На II ступени «Практик» 8 -9 классы 

 - самостоятельное приобретение знаний;

 - активная поисковая работа;

 - выполнение по готовой схеме или методике исследования;

 - пропаганда исторических краеведческих знаний;

 - участие в школьных конференциях, конкурсах, олимпиадах;

 - участие в экскурсиях, походах;

 - моделирование научно-исследовательской работы.

На III ступени «Исследователь» 10 – 11 классы

- выбор исследовательских проектов;

- создание и защита исследовательского проекта;

- проведение научно-исследовательских конференций;

- участие в конкурсах, олимпиадах;

- участие в экскурсиях, походах;

- создание дидактических пособий.

Научно-исследовательская работа. Структура написания.

1. Введение -  фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

         Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

         Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

 В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

 Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

 Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

 Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

         Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

 Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.  Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

 не включает в себя слишком много положений;

 не содержит не однозначных понятий;

 выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их

объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

 проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

 не включает в себя ценностных суждений;

 имеет правильное стилистическое оформление.

  Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.

 Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

 В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

 определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

 изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

 обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

 перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.

 В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

 Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида  работы  обучающегося.

 В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

 При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

 В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.

 Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

 После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

 Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

 выводы должны являться следствием данного исследования

и не требовать дополнительных измерений;

 выводы должны соответствовать поставленным задачам;

 выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;

 выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

         В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно -  исследовательской работы.

 В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д.

Разделы сайта