Мастер класс
«Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: представить педагогический опыт организации проектного обучения в познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
- осветить современные подходы к организации проектной деятельности;
- познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия как одного из видов учебно-исследовательской деятельности.
- показать в общих чертах методику применения проектной технологии и написания научно-исследовательской работы.
- систематизировать информацию о формах представления результатов проектной деятельности обучающихся;
Ход мастер класса
«Великая цель образования -
это не знания, а действия»
Герберт Спингер
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
- Я рада видеть вас сегодня на мастер - классе, тема которого «Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности».
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Решить эту проблему позволяет проектная и научно-исследовательская деятельность.
Проектная и научно-исследовательская деятельность являются неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии ребёнка. Для каждого вида детской деятельности предусматриваются определенные формы работы. О них мы сегодня и поговорим.
Совсем скоро наступит всеми долгожданное лето и подарит нам теплые солнечные дни. У меня в руках маленький символ беззаботных летних деньков - бабочка.
Подумайте, каким образом можно заставить этих бабочек двигаться? Варианты аудитории.
Спасибо. Ваши варианты очень интересны. Я хочу предложить вам свой.
Возьмите палочки, натрите их шерстяными салфетками и прикоснитесь к бабочкам. Попробуйте поднять палочки, бабочки движутся за ними. Получилось? Бабочки притягиваются к палочкам из-за возникшего при трении статического электричества. То, что мы с вами сделали это одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности - экспериментирование. Но это хорошо для уроков физики, химии, биологии.
А для истории? Ведь восстановить историческое событие, повторить его нельзя. Какие же формы работы можно использовать? Верно, это: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, коллекционирование, моделирование.
С уверенностью можно сказать, что все перечисленные формы работы можно удачно сочетать в технологии проектирования. Вот поэтому использование этой технологии при организации познавательно-исследовательской деятельности для меня на сегодняшний день актуально.
Работа ведется по трем ступеням
I ступень «Теоретик» 5 – 7 классы (изучение теоретических основ и приемов работы с материалом; получение готовых знаний – «словесно-книжное краеведение»)
II ступень «Практик» 8 -9 классы (самостоятельное приобретение знаний; активная поисковая работа; выполнение по готовой схеме или методике исследования; моделирование научно-исследовательской работы)
III ступень «Исследователь» 10 – 11 классы (исследовательская работа; создание и защита исследовательского проекта)
I ступень «Теоретик» 5 – 7 классы Работу над познавательно-исследовательской деятельности начинаю с формирования проектной компетентности. Уже с пятого класса: как правило, начинаем создавать творческие или ролевые проекты. Например: «Родовод» - технологический проект предполагающий работу по готовому плану (памятке), но без образца. Учащиеся сами индивидуально планируют работу и презентуют и оценивают готовый продукт деятельности по совместно разработанным критериям.
Мы с детьми разработали и реализовали следующие проекты: «За семью печатями», «Эхо войны», «Учителя в моей семье», «Моя родословная», «Участники Великой Отечественной войны в моей семье». Сейчас работаем над проектом «Профессии в мой семье».
Начиная работу над проектом, продумывают его маршрут. Маршрут каждого проекта можно представить в виде пяти составляющих - пяти «П»: проблема, планирование, поиск, продукт, презентация.
Начинается любой проект с проблемы, далее планируем свою работу, выполняем поиск информации, в результате получаем продукт и проводим его презентацию. Легче проводить работу на краеведческом материале, т.к. это ближе , это происходит рядом.
Любой проект начинается с вопроса, который интересен детям. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни. Однажды, на классном часу, мы говорили о Великой отечественной войне. Был задан вопрос: А были ли участники войны среди ваших родственников? Не все ребята смогли на него ответить. Так возник проект «Участники Великой Отечественной войны в моей семье». На стадии планирования проекта стараюсь рассмотреть все детские вопросы. Дети задают самые разные, и очень интересные вопросы: «Как получили фотоснимок, если шла война?», «Почему форма у солдат разная?», «Почему на форме нет погон?», «Имя не Федор, а Федос». Как правило, записываем эти вопросы и в ходе проекта ищем на них ответы.
Сегодня я вам тоже предлагаю поучаствовать в проекте «Участники Великой Отечественной войны в моей семье». Перед вами карточка, которую нужно заполнить.
КНИГА ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Фамилия, имя учащегося
Ф.И.О. участника войны
|
число, месяц, год рождения
|
звание
|
где, кем служил
|
Дополнительные сведения:
воевал, пропал без вести, погиб, был в плену, вернулся домой, награжден (указать награды), умер после войны, живет… и т.д.
|
Ребенку приходится
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не у все получилось сразу. Нужно найти дополнительную информацию, фото. Собирая информацию для реализации проекта важно помнить, что в школьном возрасте процесс познания происходит эмоционально практическим путем. Каждый школьник – исследователь, открывающий мир. Стараюсь показать детям, что информацию можно добыть разными способами. Самый простой способ спросить у взрослого. Можно полистать книгу, попросить маму её почитать. Нужную книгу можно найти в библиотеке. (Мы с детьми частые посетители районной библиотеки рядом с нашей школой). Много полезной информации может дать экскурсия в музей. Дети охотно и с интересом смотрят познавательные фильмы.
В ходе практического выполнения проекта познавательные задачи решаются в процессе игр, наблюдений, обсуждения наблюдаемых явлений, продуктивной деятельности, труде и других видах деятельности.
Итогом любого проекта становиться продукт ( в данном случае – заполненная карточка) и его презентация. Финалом проекта «Участники Великой Отечественной войны в моей семье» стала организация выставки фото и рисунков, в создании которой приняли участие и родители. Кроме того созданы альбом: «Книга Памяти».
Таким образом складывается следующая система работы:
5 класс: изучение основных исторических понятий, формирование умений работать с картой, вещественными, письменными и устными источниками;
6 класс: изучение приемов и методов сбора материала (в том числе сотрудничество с библиотекой, музеем, работа с документальным материалом, организация встреч)
7- класс: изучение приемов систематизации материала (составление библиографических карточек, систематизированных каталогов, сводных таблиц, схем, диаграмм, карт, иллюстраций), а также приемов их использования
Раскрыть содержательную полноту данного этапа позволяет самообразовательная шкала.
7 класс 6 класс 5 класс
Могу это применит Могу это обьяснить Знаю что это такое.
Могу учить этому сам найти примеры этому. Могу это описать
Результаты проектов:
Проект
«Эхо войны»
29.10.2014
|
Районная выставка и конференция научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках Республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»
|
Симакова Н.В.
|
Диплом победителя районной выставки
|
Проект
«Эхо войны»
16.12.1014
|
областная выставка и конференция научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках Республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»
|
Симакова Н.В.
|
Диплом III степени победителя областной выставки
|
Проект
«Учителя в нашей семье» июнь 2015
|
районный конкурс проектов «Трудовая династия моего края».
|
Симаков Владислав (11 Б),
Симакова Екатерина (4 А)
|
Диплом за результативное участие
|
На мой взгляд, одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе детей. Он видит результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у ребенка развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Организуя исследовательскую деятельность в рамках проекта, я даю детям возможность выступить в роли исследователя, сделать собственные выводы. Эксперимент эффективен потому, что ребёнок выступает в роли практика, а не наблюдателя, и его предположения подкрепляются выводами, и впоследствии, данную информацию ребёнок усвоит и запомнит.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что эта работа формирует такие интегративные качества у детей, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Как правило, уже на первой ступени выделяются ребята, которым в дальнейшем будет интересно вести исследовательскую работу. С ними мы продолжаем на II ступени «Практик» 8 -9 классы и III ступени «Исследователь» 10 – 11 классы где ребята непосредственно занимаются исследовательской деятельностью и написанием научно-исследовательской работы.
На II ступени «Практик» 8 -9 классы
- самостоятельное приобретение знаний;
- активная поисковая работа;
- выполнение по готовой схеме или методике исследования;
- пропаганда исторических краеведческих знаний;
- участие в школьных конференциях, конкурсах, олимпиадах;
- участие в экскурсиях, походах;
- моделирование научно-исследовательской работы.
На III ступени «Исследователь» 10 – 11 классы
- выбор исследовательских проектов;
- создание и защита исследовательского проекта;
- проведение научно-исследовательских конференций;
- участие в конкурсах, олимпиадах;
- участие в экскурсиях, походах;
- создание дидактических пособий.
Таким образом от проектов мы переходим к научно-исследовательской деятельности. Что же включает в себя научно-исследовательская работа?
Работа в группах. «Метод мест» - Каждой группе даются карточки с названием структурных частей научно-исследовательской работы. Нужно разместить их в соответствующие ячейки «Фишбоуна»
Презентация работы групп - «Метод мест» - карточки расположить в нужную колонку «Фишбоуна»
Результативность участия в конкурсах научно-исследовательских работ по истории.
Название работы, год
|
Конкурс
|
Выполнил
|
Итог
|
Оборона Могилева: июль 1941 г.
2006г.
|
Областной конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам
|
Китун
Сергей
Фурс
Дмитрий
|
Диплом І
степени
|
Партизанское движение на Круглянщине в годы Великой Отечественной войны. 2007г.
|
Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам
|
Быховцова Анна
|
1-е
место
|
История Круглянщины в лицах.
2008г.
|
Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам
|
Быховцова Анна
|
3-е
место
|
Освобождение Могилева: июнь 1944г. 2009г.
|
Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам
|
Дубяго Юлия
Лазовская Дарья
|
1-е
место
|
Михаил Павлович
Данилов.
2011г.
|
Районный конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным, техническим наукам среди учащихся общеобразовательных учреждений
|
Чучкова Юлия
|
Похвальный
отзыв
|
Николай Васильевич Неврев - мастер исторического и бытового жанра
2012г.
|
Районный конкурс (конференция) исследовательских работ по учебным предметам
учащихся учреждений общего среднего образования
|
Лазарев Андрей
Печенников Игорь
|
1-е
место
|
Камни тоже помнят: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д. Дудаковичи.2014 г.
|
районный конкурс (конференция) исследовательских работ по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования
|
Шкиндерова Елизавета
|
Диплом III степени
|
НИР
«Их именами названы»
январь 2015
|
районный конкурс (конференция) исследовательских работ по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования
|
Симаков
Владислав
(11 «Б» кл)
|
Диплом III степени
|
От себя хочу добавить, что я как педагог от проделанной работы получаю огромное удовлетворение, эмоциональный подъем и вдохновение для дальнейшей работы. Искорки в глазах детей это оценка результата моего труда.
Уважаемые коллеги, надеюсь, опыт моей работы вас заинтересовал. Хочу подарить вам на память брошюры с основной информацией о технология проектирования как одной из форм организации познавательно-исследовательской деятельности. Надеюсь, она будет вам полезна.
В заключении я хотела бы узнать ваше мнение о моем выступлении. Перед вами бланки телеграммы. В семи словах опишите на нем свое отношение к мастер-классу. Давайте посмотрим что получилось. Спасибо за внимание!
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.
- Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии.- 2007.- №5. – С.111
- Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [электронный ресурс] // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников (Исследователь.ru) / URL: http://www.researcher.ru/index.html [дата обращения 15.05.2011]
- Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Школьные технологии. – 2005. №2. С. 66.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.- 192 с. – С.17.
- Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. – 2006. - №5. – с. 86-90.
- Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование. – 2005. - №1. – с.133-143.
- Степанова В.М. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб: КАРО. – 2006. -с.12.
- Краля Н.А. Метод проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – с. 44.
Мастер класс
«Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»
Учитель истории Симакова Наталия Викторовна
Технология проектирования
Маршрут каждого проекта можно представить в виде пяти составляющих - пяти «П»: проблема, планирование, поиск, продукт презентация.
I ступень «Теоретик» 5 – 7 классы (изучение теоретических основ и приемов работы с краеведческим материалом; получение готовых знаний – «словесно-книжное краеведение»)
5 класс: изучение основных исторических понятий, формирование умений работать с картой, вещественными, письменными и устными источниками;
6 класс: изучение приемов и методов сбора краеведческого материала (в том числе сотрудничество с библиотекой, музеем, работа с документальным материалом, организация встреч)
7- класс: изучение приемов систематизации краеведческого материала (составление библиографических карточек, систематизированных каталогов, сводных таблиц, схем, диаграмм, карт, иллюстраций), а также приемов их использования
Раскрыть содержательную полноту данного этапа позволяет самообразовательная шкала. (Схема 2) 7 класс 6 класс 5 класс
Могу это применит Могу это обьяснить Знаю что это такое.
Могу учить этому сам найти примеры этому. Могу это описать
Познавательно-исследовательская деятельность
На II ступени «Практик» 8 -9 классы
- самостоятельное приобретение знаний;
- активная поисковая работа;
- выполнение по готовой схеме или методике исследования;
- пропаганда исторических краеведческих знаний;
- участие в школьных конференциях, конкурсах, олимпиадах;
- участие в экскурсиях, походах;
- моделирование научно-исследовательской работы.
На III ступени «Исследователь» 10 – 11 классы
- выбор исследовательских проектов;
- создание и защита исследовательского проекта;
- проведение научно-исследовательских конференций;
- участие в конкурсах, олимпиадах;
- участие в экскурсиях, походах;
- создание дидактических пособий.
Научно-исследовательская работа. Структура написания.
1. Введение - фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
не включает в себя слишком много положений;
не содержит не однозначных понятий;
выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их
объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
проверяема и приложима к широкому кругу явлений;
не включает в себя ценностных суждений;
имеет правильное стилистическое оформление.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.
В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.
В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.
Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
выводы должны являться следствием данного исследования
и не требовать дополнительных измерений;
выводы должны соответствовать поставленным задачам;
выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно - исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д.