Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Культурно-образовательные практики современного музея учреждения образования

Культурно-образовательные практики современного музея учреждения образования

В целях повышения эффективности деятельности музеев учреждений образования как образовательного пространства и ресурса патриотического воспитания детей и учащейся молодежи 10 мая 2022 г. состоялась диалоговая площадка руководителей школьных музеев Круглянского района. Мероприятие проходило в форме вебинара. В работе площадки принимали участие:

1. Лешкевич Алеся Владимировна – методист отдела экологии и краеведения государственного учреждения дополнительного образования «Круглянский районный центр творчества детей и молодежи «Радуга»;

2. Блашко Анастасия Геннадьевна – руководитель музея (ГУО «Тетеринский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»);

3. Луговская Ольга Михайловна – руководитель музея (ГУО «Филатовский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»);

4. Самолазова Наталья Михайловна – руководитель музея (ГУО «Средняя школа № 1 г. Круглое»);

5. Хамицкий Анатолий Викторович – руководитель музея (ГУО «Кручанский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»).

В ходе обсуждения участники представили собственный эффективный опыт работы в области музейной деятельности: музейные практики, проекты и новации. Особое внимание в процессе работы диалоговой площадки было уделено использованию в деятельности музея современных средств визуализации, новых интерактивных форм и методов работы с учащимися.

Культурно-образовательные практики современного музея учреждения образования

(из опыта работа музея «Спадчына»)

Современное человечество благодаря воздействию масс-медиа все больше и больше превращается в «Иванов, родства не помнящих». То неповторимое, что столетиями создавало облик народа, его культуру, не только безжалостно задвигается на задворки, но и зачастую искажается в угоду навязанным из вне псевдоценностям. К огромному сожалении, данная мировая тенденция коснулась и нашего народа. Историческое наследие, традиции и убеждения, которые составляли основу национальной культуры белорусского народа, в глазах подрастающего поколения выглядят ненужными пережитками. Поэтому так важно сегодня не только сохранить все многообразие нашей истории и культуры, но и приобщить к ней молодежь, ведь именно ей предстоит нелегкая миссия сохранения национального самосознания и национальной идентичности белорусов (Слайд 1).

Но как это сделать в условиях «исторического нигилизма» и огульной переоценки ценностей?Книжный патриотизм и воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин до конца решить озвученную проблему не в состоянии. Действенным средством выхода из сложившейся ситуации может стать использование культурно-образовательных практик школьного музея (Слайд 2).

И для такого мнения есть все основания. Музей – это особое образовательное, воспитательное и культурное пространство, которое влияет на становление личности учащегося, формирует значимые для общества качества. Что же позволяет школьному музею быть этим самым пространством, а не просто собранием экспонатов?

1. Адресность, которая обозначает, что содержание и формы деятельности музея направлены на взаимодействие с аудиторией школьников и ориентированы на ее псхолого-педагогические характеристики (Слайд 3).

2. Школьный музей представляет собой особый социальный институт, который объединяет учащихся на основе интереса к истории родного края (Слайд 4).

3. Музей собирает, сохраняет и демонстрирует памятники материальной и духовной культуры. Лучше всего начинаешь понимать историю, когда дотрагиваешься до ее носителя рукой (Слайд 5).

4. Кроме того, экспозиция музея выполняет функцию межпредметного кабинета, который концентрирует сведения из многих отраслей знания, позволяя тем самым использовать его потенциал в профессиональной ориентации школьников (Слайд 6).

Таким образом, необходимость использования потенциала школьного музея в образовательном процессе не вызывает никакого сомнения. Поэтому, на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Круглое» уже несколько десятилетий работает музей «Спадчына».

История музея ведет свой отсчет с 1976 г., когда было сдано в эксплуатацию новое здание школы. Первоначально музей не имел собственного помещения и размещался в кабинете истории. Оформлением музея занималась Шанькина Софья Лаврентьевна В 1991 году музей возглавила Кривицкая Татьяна Александровна и он окончательно приобрел историко-краеведческую направленность. В кабинете истории был создан класс-музей, который просуществовал до 2006 г. (Слайд 7).  С 2000 по 2010 гг. руководителем музея являлась Симакова Наталия Викторовна. В 2010 г. новым руководителем стала Самолазова Наталья Михайловна (Слайд 8).

В 2013 – 2015 гг. в музее была проведена реконструкция, которая стала возможна благодаря проекту, разработанному сотрудниками Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Р. Романова. Музей получил отдельное помещение, что дало возможность полностью обновить внешний облик экспозиций.

       Весь материал и экспонаты музея оформлены в 5 разделов:

- В разделе «Этнография» представлена реконструкция крестьянской избы, особое место в которой занимает печь. Цельность композиции придает самодельная деревянная мебель, предметы быта, глиняная и деревянная посуда, орудия труда. Большой интерес представляют рушники и кружева. Дополняют картину исторического прошлого предметы одежды и обуви, а также фотографии Круглого и населенных пунктов района конца ХІХ – начала ХХ веков (Слайд 9).

         - Экспозиция раздела «История школы» представлена школьными учебника разных времен, школьными принадлежностями, альбомами, отражающими историю школы. Среди экспонатов можно увидеть обобщение педагогического опыта нескольких поколений педагогов школы, отчеты по экскурсиям. Кроме того, в экспозиции удалось воссоздать интерьер школы периода 80-х гг. ХХ в. Особое место в экспозиции отведено педагогам-участникам Великой Отечественной войны, выпускникам школы разных лет, которые своей деятельностью внесли значимый вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни страны (Слайд 10).

- Разделы «Великая Отечественная война на Круглянщине» и «Партизанская землянка» посвящены участию круглянцев в войне. В экспозиции собраны части оружия, осколки снарядов, уникальные вещи времен войны (каски, фляжки для воды, предметы личного пользования солдат советской и немецкой армий). Дополнена экспозиция копией землянки 8-й партизанской бригады С.Г. Жунина и портретной галереей партизан и подпольщиков, участвовавших в освобождении района (Слайд 11).

- Раздел «Мой родны кут… (из истории Круглянщины)» познакомит посетителей музея с историей заселения Круглого в эпоху каменного века, расскажет об археологических памятниках на территории района, проведет заочную экскурсию по истории города от первого упоминания в летописи в 1524 г. до включения земель в состав Российской империи. Значительное место в экспозиции отведено установлению советской власти на территории района и современному развитию города (Слайд 12).

Однако, чтобы быть востребованным современными школьниками, музей должен быть мобильным и постоянно находиться в непрекращающемся поиске не только новых экспонатов, но главное, новых форм и методов работы.

В связи с этим в деятельности музея «Спадчына» выделяются следующие направления:

1. Экскурсионная работа

2. Фондовая деятельность

3. Исследовательская работа

4. Создание экспозиций и выставок

5. Участие в конкурсах и акциях

6. Работа в рамках инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий»

7. Освещение деятельности музея в СМИ (Слайд 13).

1. Экскурсионная деятельность.

Современные посетители школьного музея существенно отличаются от своих сверстников, которые приходили на экскурсии 10 – 15 лет тому назад. Сегодняшних школьников, с детства имеющих доступ с Интернет, трудно удивить музейными раритетами. Однако в отличие от стандартизированной и широкодоступной информации, которую может предоставить учащимся всемирная паутина, школьный музей может продемонстрировать уникальный продукт, ориентированный на самобытное и неповторимое культурное наследие своего региона.

Но, а в связи с тем, что для школьников, а в особенности ребят начальной школы одной из основных форм познания окружающего мира является игра, то в школьном музее было решено совмещать экскурсионную работу с элементами квест-игры. Для учащихся были разработаны экскурсии: «Как жили и проводили свободное время наши предки», «Круглое от основания до современности», «Ткачество» и др. (Слайд 14).

В музее ведется работа по подготовке учащихся к проведению обзорных и тематических экскурсий. Таким образом, удается решить сразу две задачи: во-первых, создаются условия для повышения интереса учащихся к  истории, так как, чтобы подготовить качественную экскурсию необходимо хорошо изучить содержание экспозиции. Кроме того школьники должны  владеть объемом знаний сверх представленного в музее, ведь часто посетители задают каверзные вопросы.  Во-вторых, обеспечивается преемственность между представителями разных поколений, и речь идет не только о передаче опыта от учителя к ребенку. В нашем музее успешно работает принцип «равный обучает равного». 

2. Фондовая деятельность.

Руководителем музея совместно с учащимися осуществляется комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.

По состоянию на 22.12.2021 г. в музее насчитывается 1080 музейных экспонатов, из них 880 – экспонаты основного фонда. Основной фонд представлен предметами быта, одеждой, утварью, орудиями труда, нумизматической коллекцией, книгами, изделиями ткачества и гончарства, фрагментами вооружения и др. К экспонатам дополнительного фонда относятся ксерокопии документов, копии фотографий.

В 2020 г. была завершена оцифровка инвентарных книг музея и перевод их в машиночитаемую форму (Слайд 15).

3. Исследовательская работа.

Исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея «Спадчына», которое способствует его развитию, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиции, расширение тематики экскурсий.

Результатом исследовательской деятельности педагогов и учащихся являются рефераты и доклады для научно-практических конференций, новые экскурсии, обновленные экспозиции и выставки, научно-исследовательские работы, посвященные истории Круглянщины (Слайд 16).

№ п/п

Название конференции

Название доклада

Автор

1.

Районные краеведческие чтения «Круглянщина в зеркале столетий»

 З гісторыі аднаго экспаната

Самолазова Н.М.

2.

Районные краеведческие чтения «Круглянщина в зеркале столетий»

Генерал Данилов М.П.

Симакова Н.В.

3.

Международная научно-практической конференции “Копытинские чтения – 3”

Ташкенский лев, Ермак ХIХ века – М.Г. Черняев

Симакова Н.В.

4.

XIII Международная научно-практической конференции «Религия и общество»

Церковь Святого Николая Чудотворца в д. ТубышкиКруглянского района

Симакова Н.В.

5.

Районные краеведческие чтения «Героев рождает время» к 75-летию со дня освобождения Круглянского района от немецко-фашистских захватчиков и в рамках Года малой родины

Звычаі і традыцыі беларусаў. Дзяды

Самолазова Н.М.

6.

Районные краеведческие чтения «Героев рождает время» к 75-летию со дня освобождения Круглянского района от немецко-фашистских захватчиков и в рамках Года малой родины

Партизан-разведчик «Казбек»

Говоронок И.

7.

Районные краеведческие чтения «Героев рождает время» к 75-летию со дня освобождения Круглянского района от немецко-фашистских захватчиков и в рамках Года малой родины

Война в истории моей семьи: Щитников Петр Кузьмич

Щитникова А.

8.

Международная научно-практическая конференция «Религия и общество – 14»/круглый стол «Религиоведение в системе социально-гуманитарного знания и образования»

УО «МГУ им. А.А. Кулешова»

Свято-Троицкая церковь г. Круглое

Симакова Н.В.

9.

Международная научно-практическая конференция «Копытинские чтения-4»

УО «МГУ им. А.А. Кулешова»

Быт и занятия наших предков

Самолазова Н.М.

10.

VI Республиканская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы».

УО «МГОИРО»

По фронтовым дорогам

Симакова Н.В.

Затронули музейную деятельность и современные информационно-коммуникативные технологии. Исследовательские проекты сопровождаются созданием презентаций и видеофильмов; на основе собранных материалов создаются интерактивные игры, например, своя игра «Знаем ли мы Беларусь?», турнир, посвященный события Великой Отечественной войны на территории Беларуси «Будь достоин своих предков» и др.  (Слайд 17).

4. Создание экспозиций и выставок.

Одним из направлений деятельности школьного музея является создание экспозиций и выставок, приуроченных к памятным датам и значимым событиям из истории Круглянщины.

Так, в связи с принятием в январе 2022 года Закона "О геноциде белорусского народа" была оформлена выставка, посвященная геноциду населения на территории Круглянского района в годы Великой Отечественной войны (Слайд 18).

5. Участие в конкурсах и акциях.

Наибольший интерес у школьников вызывает участие в конкурсах и акциях. В 2020 г. школьный музей стал участником всебелорусской акции памяти «Во славу общей Победы». В рамках данной акции проходил республиканский конкурс музеев учреждений образования. И в номинации «Виртуальная экскурсия по экспозиции музея учреждения образования» ГУО «Средняя школа № 1 г. Круглое» стала обладателем Диплома III степени.  и (Слайд 19).

Школьный музей является площадкой для организации и проведения различных театрализованных конкурсов и мероприятий в рамках проекта «Живая классика». Так, на базе школьного музея проходил районный этап областного конкурса «Беларуская скарбонка». Учитель белорусского языка и литературы – Шакуро Светлана Федоровна вместе с учащимися Х класса инсценировали обряд «Хрэсьбіны». По итогам конкурса школьники получили Диплом II (Слайд 20).

В 2022 учащиеся IX – XI классов под руководством учителей белорусского языка и литературы Хмелевской Татьяны Леонидовны и Милевской Светланы Геннадьевны стали участниками районного конкурса «Лучшее музейное занятие» (Слайд 21).

В школьном музее проходит школьный этап республиканского творческого конкурса юных чтецов «Живая классика». В 2021/2022 уч. году участницей конкурса стала учащаяся VIII класса – Кудревич Мария с стихотворением «Легенда пра маці і сына»Результативным было и участие ребят в республиканском конкурсе на лучший макет эмблемы поискового движения. Учащаяся Х класса Симакова Екатерина стала победителем мероприятия, завовав Диплом II степени (Слайд 22).

  6. Работа в рамках инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий»

На протяжении 2019 – 2022 гг. в ГУО «Средняя школа № 1 г. Круглое» реализовывался инновационный проект «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий». Весомый вклад в создание медиапутешествий внесла и музейная экспозиция. Педагогами-инноваторами и учащимися, принимающимися участие в проекте, подготовлены видеоэкскурсии по музею, разработаны медиапутешествия с использованием предметов экспозиции (Слайд 23).

Кроме того, учащиеся учреждения образования ежегодно осуществляют экскурсии по историческим и памятным местам Круглянщины, Могилевской области и Республики Беларусь. Собранные во время путешествия материалы ребята используют для составления медиапутешествий.

7. Освещение деятельности музея в СМИ

         Деятельность музея активно освещается в СМИ (Слайд 24).

№ п/п

Автор

Название статьи

Печатное издание

1.

Самолазова Н.М.

Симакова Н.В.

История – это интересно

Сельскае жыццё

2.

Симакова Н.В.

Методическая разработка мастер-класса «Краеведение как важнейший ресурс формирования патриотизма и гражданственности школьников»

Гiсторыя i грамадазнаўства

3.

Симакова Н.В.

Музейное занятие «Круглянщина в период Октябрьской революции и создания белорусской государственности»

Копытинские чтения – I, II : сборник научных статей

4.

Крупенник Г.П.

Круглое от основания до современности

Сельскае жыццё

5.

Симакова, Е.

Память жива, пока помнят живые…

Сельскае жыццё

Подводя итоги, необходимо отметить, что включение учащихся в краеведческую деятельность содействует формированию у них социально-гражданских компетенций. Знакомство с местной историей, которую несут школьные музеи, дает возможность лучше понять общеисторические закономерности, почувствовать  принадлежность к родной земле, осознать чувство национального единства, создать связь времен и поколений.  

http://disk.yandex.ru/i/oKN9m7rW5_gsgg

Руководитель музея «Спадчына»

ГУО «Средняя школа № 1 г. Круглое»

Самолазова Наталья МихаловнаМ

Разделы сайта